10-01-2009Рон Деннис: - Ф-1 должна стать лучше для всех
Рон Деннис на Autosport International Show
Во второй день Autosport International Show, которое проходит с 8 января в Бирмингеме, у центральной сцены собралась огромная толпа народа. Причиной этого стала пресс-конференция руководителя Макларен Рона Денниса.
После небольшого отпуска Рон выглядел отдохнувшим и посвежевшим. Он без труда завладел вниманием аудитории и поделился своими соображениями о прогрессе команды, о новых правилах Ф-1 и рассказал о своем видении будущего Ф-1 в целом. Предлагаем вашему вниманию отрывки из этого интервью.
- Финиш сезона 2008 года в Бразилии получился просто невероятным. Приходилось ли вам за вашу карьеру сталкиваться с чем-нибудь подобным?
- Вы имеете в виду последний круг? Все было под контролем! Надеюсь, что последний круг был для вас столь же захватывающим, как и для меня. Вы могли наблюдать, что я держал все под контролем. Если вы смотрели телетрансляцию, то наверняка эти полторы минуты стали для вас очень интересными и захватывающими. Однако вся ситуация находилась под большим контролем, чем это могло показаться со стороны. Мы были уверены, что учли все нюансы. Между тем мы даже не могли предположить, что кто-нибудь в этих условиях останется на сухих шинах. Но, в конец концов, нам все удалось. И мы рады, что теперь у нас есть чемпион-англичанин. Это особенно важно для Макларен, поскольку мы все-таки остаемся английской командой.
- Мы уверены, что команда хорошо подготовилась к сезону 2009 года, поскольку эта работа была начата уже в 2008 году. Поможет ли это в успешной защите титула?
- Мы довольны своей работой и программами. Первый болид будет представлен публике и СМИ в конце следующей недели. Презентация пройдет в течение нескольких часов, поскольку мы будем активно использовать Интернет. После этого мы немедленно отправимся на тесты, а также будем заканчивать работу над третьим болидом, так что все идет по плану. В этом году перед нами стоит очень много новых вызовов: новый аэродинамический пакет, возвращение сликов. Уже эти два фактора представляют собой уникальные вызовы. Но наряду с ними есть еще один фактор – система KERS, которая также является достаточно уникальной. Принимая во внимание эти три фактора, а также массу других, менее заметных, но не менее важных изменений, могу сказать, что этот сезон станет очень интересным и захватывающим. Так что стремимся проделать как можно больше работы перед первым Гран-при.
- Некоторые из ваших конкурентов утверждают, что они делают определенную ставку на KERS, а некоторые – напротив. На какой стадии находится работа команды в этом направлении?
- Мы думаем, что в этом плане достаточно хорошо подготовлены. Нами было потрачено достаточно много времени на анализ того, по какому технологическому пути будем идти. В конце концов мы решили использовать электромеханическую систему. Пока работа, которую выполняет Mercedes-Benz High Performance Engines, идет весьма неплохо. У нас было очень немного трудностей. Это все очень интересно и мы находимся на острие высоких технологий. Никто не может просто взять и купить эту технологию. Вы должны разработать все с нуля, начать с проекта, разработки и так далее, поскольку никто еще не знает, как она должна работать. Пока мы думаем, что находимся в сильной позиции, но так ли это на самом деле, покажет время. Конечно, кое-что прояснится уже на первом Гран-при, но потребуется как минимум еще две или три гонки, пока нам станет ясна полная картина.
- Невозможно переоценить труд тех профессионалов, которые неустанно работают в составе команды. Но наверняка есть еще множество людей, которые так же неустанно работают вне команды.
- Команда Гран-при – лишь верхушка айсберга. На самом деле у нас работает огромная команда специалистов. У нас есть специалисты, которые сформированы в рабочие группы, у нас есть ученые. У нас очень много умных людей. Так что мы используем всю энергию этих людей. Поэтому наличие в команде технического гуру уже ушло в прошлое. Сейчас у вас должно быть больше экспертов. И процесс управления командой сейчас играет гораздо большую роль, нежели в прошлом. Вместе с тем это все еще очень человеческий спорт, который требует полной отдачи и даже, я бы сказал, самопожертвования. Все, кто вовлечен в автоспорт, буквально заражаются этой страстью, и неважно, мужчина ты или женщина. Кстати, в нашей команде достаточно много женщин-инженеров. В конце концов у нас есть отличная команда.
- Только что вы упомянули изменения в техрегламенте. Не секрет, что в течение последующих нескольких лет Ф-1 очень сильно изменится. Это делается для того, чтобы вернуть спорту зрелищность и болельщиков, а также сделать его более доступным?
- Ну, на этот вопрос трудно ответить в двух словах. Команды управляются очень компетентными бизнесменами. Некоторые личности в Ф-1 являются очень яркими, и они прошли большой путь до управления серьезными коммерческими организациями. Также здесь есть очень технически подкованные люди. Те люди, которые непосредственно связаны с коммерцией, очень пристально наблюдают за тем, что происходит в мире. Не секрет, что сейчас все мы находимся в некоей глобальной экономической «переплавке». А это означает, что гонки должны как-то на него реагировать. В прошлые три месяца была проделана действительно огромная работа, которая затронула все аспекты гонок Гран-при. Девяносто процентов усилий было направлено на аспект стоимости спорта. Мы не обращали внимание на вопросы дохода, а смотрели именно на вопросы стоимости. Работа, проделанная командами, была действительно отличной. Мы планировали все очень придирчиво, чтобы снизить стоимость, не затронув при этом саму основу, саму ДНК спорта в целом. На нашей последней встрече мы договорились, что будем очень тщательно контролировать расходы, но так, чтобы не влиять на конкурентоспособность команд в целом. Теперь мы будем рассматривать вопросы повышения зрелищности спорта. Это может быть достигнуто многими способами. Думаю, что конечный результат удовлетворит всех.
- Отвечая на этот вопрос, вы косвенно затронули работу Ассоциации команд Ф-1 (FOTA). Как вам кажется, такая совместная работа руководителей команд, которые, как казалось, не могли договориться на протяжении многих лет, пойдет на пользу Ф-1?
- Все мы остаемся людьми, это очевидно. Но если посмотреть на конфликты и проблемы, то можно увидеть, что во всех них есть тенденция к примирению. Мы конкуренты, но сейчас, впервые в истории Ф-1, мы отодвигаем конкуренцию на второй план и работаем все вместе в интересах автоспорта в целом и Ф-1 в частности. Мне кажется, это замечательный катализатор для всех нас, поскольку всем мы хотим выжить и сделать Ф-1 более сильной. Некоторые пытаются изобразить совместные усилия команд, как результат неких воздействий со стороны, но на самом деле это не так. Главный стимул заключается в том, чтобы взять под контроль судьбы наших компаний и добиться реального сокращения стоимости, которое было бы не в ущерб ни одной команде. Этот коллективный подход будет использован нами и в будущем.
- В последнее время мы слышали немало слухов о том, что, возможно, скоро вы оставите бразды правления Макларен Мартину Витмаршу.
- В первую очередь многие люди воспринимают новости сиюминутно. И слово «отставка» звучит для них вполне логично, хотя и грубо. Для меня не участвовать в жизни Макларен невозможно. Макларен – это часть меня, часть моей жизни. Я владею частью пакета акций Макларен и хочу добиться еще кое-каких вершин вместе с Макларен. Я говорю о компании, производящей автомобили. Это очень важно и для меня, и для других акционеров. Но Ф-1 – это основная часть бизнеса Макларен, и это именно то, благодаря чему я достиг столь многого в своей жизни. Так что оказаться вне этого для меня немыслимо. Но, с другой стороны, иметь такие амбиции в моем возрасте – вещь достаточно удивительная. Есть множество вещей, которые я всегда хотел выполнить, но в прошлом не мог, поскольку не имел материальной возможности. Теперь она у меня есть и я намерен достичь этих целей. Так что в ближайшем будущем вопрос о моем уходе из Макларен даже не рассматривается.
- Давайте поговорим о ваших пилотах. Вы удивлены тому, что Льюис Хэмилтон стал самым молодым чемпионом мира или это часть вашего плана?
- Мне кажется, что результаты говорят сами за себя. Он очень сбалансированный парень, «твердо стоящий на земле». У него феноменальная семья, которая обеспечивает ему прекрасную поддержку. Все мы в Макларен верим в него и в Хейкки Ковалайнена. Это основа характера нашей команды. Мы все подчинены нашим пилотам. И когда они добиваются поставленных целей, мы чувствуем удовлетворение. Быть частью этого – большая привилегия, и я очень рад, когда люди добиваются этого. Возьмите, к примеру, Хейкки. Когда он прибыл к нам, он был буквально разбит и в психологическом, и в физическом плане, и посмотрите, чего он достиг за один сезон. Более того, ему пришлось работать как бы «в тени» Льюиса, выходя на квалификации с большим количеством топлива. И то, как он справился с этой работой, очень впечатляет. Мы смогли вернуть ему веру в свои силы и повысить мотивацию, и это очень здорово.
- Что вы думаете о медальной системе, предложенной Берни Экклстоуном?
- Ну, по этому поводу существует коллективное мнение команд, и я не могу сказать вам ничего другого, кроме этого. А мы будем поддерживать все, что может сделать Ф-1 лучше. Но мы полагаем, что в этом вопросе нужно привести в соответствие голову и сердце. Мы профинансировали большое исследование, касающееся этого вопроса. Оно будет проведено в течение двух месяцев, и по его результатам мы решим, стоит ли применять новую систему начисления очков или переходить на медальную систему или делать что-нибудь другое. Если говорить лично обо мне, то для меня это неслыханная вещь. Я – абсолютный автогонщик. Я тот парень, которому нравится напряженно работать и в квалификации, и в гонке, чтобы всегда быть впереди. В это плане я чист. Но это может быть достаточно скучно для тех, для кого гонка – обычный процесс. Так что мы всегда должны помнить о всех, кто участвует в Ф-1, об их интересах. Именно поэтому мы решили использовать чисто научный подход к исследованию этого вопроса. Мы хотим сделать Ф-1 лучше для всех.
[
Андрей Демин : Autosport.com ]