14-10-2002Покорители гоночных трасс
Покорители гоночных трасс
В Финляндии много просёлочных дорог, идеальных для тренировок начинающих гонщиков. Большинство из них - гравийные, а поскольку почти все этапы мира по ралли проходят именно на гравии, то это, безусловно, даёт преимущество финским гонщикам. В стране, где очень низкая температура и короткий световой день, ралли стало своеобразным компромиссом: это разновидность спорта на открытом воздухе. Не секрет, что финны отлично водят машины по гравию, льду и снегу, то есть по дорогам с малой прижимной силой, по дорогам, требующим максимального внимания и концентрации гонщика. Опыт вождения по столь сложным дорогам, безусловно даёт дополнительное преимущество за рулём гоночного автомобиля, причём не только раллийного но и формульного. Превосходство финских гонщиков в автоспорте стало столь ощутимо, что им даже дали специальное прозвище – «летучие финны».
Первым финским гонщиком в F-1 стал Кеке Розберг. В 1978г. Он поразил всех своей победой в гонке на британской трассе Сильверстоун в первенстве International Trophy. Он же в чемпионате 1982г. одержал победу за рулём Williams FW08 с мотором Cosworth.
В 1986г. Розберг принял решение покинуть автогонки в качестве автогонщика и стал работать менеджером других финских гонщиков.
Немного позже в F-1 придут: Мика Хакинен , Мика Сало и Йюрки Йарвилехто.
В 1990г. за титул чемпиона британской Формулы-3 боролись два финских гонщика, два тёзки, два Мики: Мика Сало и Мика Хакинен. Они располагали примерно равной техникой, были одинаково молоды и дерзки, плюс ко всему они оба говорили на одном языке. Тот чемпионат выиграл Мика Хакинен, благодаря чему он сразу оказался в F-1 в составе команды Lotus. А Мика Сало отправился в Японскую Формулу – 3000. Именно оттуда начался его длинный путь в F-1.
Хакинен, тем временем, уже в третьей гонке F-1 приносит команде свои первые очки: в Имоле, на финише Гран-при Сан-Марино он был пятым.
Второй сезон за команду Lotus стал серьёзным шагом для Мики, он заработал 11 очков и закончил чемпионат на восьмом месте. Мика выступал стабильно, что и помогло ему в дальнейшей карьере автогонщика. К примеру: в том году он финишировал шестым в Мехико, четвертым во Франции, шестым в Сильверстоуне, четвертым в Венгрии, шестым в Бельгии, и пятым в Португалии.
В конце 1992 года, буквально за день до рождества, команда Mclaren подписала с Микой Хакиненом контракт о взаимном сотрудничестве. Так образовалось одно из самых знаменитых и самых удачных автогоночных содружеств конца прошлого века.
Сейчас на счету Хаккинена в F-1 два чемпионских титула (1998 и 1999 годов ), 20 побед, 32 подиумных финиша, 420 очков и вице – чемпионский титул 2000г. Закончив свои выступления в легендарной команде Mclaren, Мика достойно ушёл из F-1.
Вернувшись вновь в F-1 в качестве главного пилота новой команды («Toyota») Мика Сало доказал, что потенциал финских гонщиков это не слова, а дело. В 2002г. он принес для команды, впервые ступившей на трассы чемпионата мира F-1 столь важные для новичка два очка: шестой результат на Гран-при Австралии и шестой результат на Гран-при Бразилии.
Ну что же, оба Мики проявили себя настоящими
«летучими финнами» - покорителями гоночных трасс. Честь и хвала им за то, что дарили нам красивое зрелище под названием F-1.
На смену старшему поколению всегда приходит молодёжь.
Эта участь не обошла стороной и F-1.
В 2001 году за рулём команды Sauber появился двадцатилетний финн Кими Райкконен.
Заработав в своём дебютном Гран-при Австралии одно очко, Кими наделал вокруг себя много шума. Уже тогда специалисты говорили: «у Кими невероятная точность, уверенность в себе и стабильность – он накручивал круг за кругом с одним и тем же результатом, как метроном». Эти все качества его финского характера и помогли ему заработать в команде Sauber девять очков и стать по итогам года десятым в списке личного зачёта пилотов.
Неслучайно финским гонщиком заинтересовалась команда Mclaren. Осенью 2001 года Кими Райкконена представили как боевого пилота команды «серебряных стрел».
Снова начало сезона, первый Гран-при сезона-2002, и снова блестящий результат в первой же гонке в составе новой для себя команды - третье место, первый подиум в карьере F-1. И снова мы стали свидетелями финской манеры вождения и финского характера. По ходу всего сезона финский «волчонок» не раз показывал свои зубы и тому есть доказательства:
Франция – Кими, идя на свою первую победу, не замечает желтые флаги, начинает торможение как обычно – и выскакивает за пределы трассы… Виной тому послужило пятно масла из загоревшегося мотора Toyota, в результате Кими получает лучший результат в своей карьере гонщика F-1. И в то же время сам называет его «неудачей».
Германия – оказавшись позади Кими после старта, Монтойе пришлось приложить максимум своего мастерства, чтобы на протяжении нескольких поворотов, которые они прошли колесо в колесо, оставить его позади.
Венгрия - В этой гонке опять сошлись два темперамента: финский и колумбийский. Кими с честью вернул должок Монтойе, отправив его на газон, «косить траву спойлером». Стартовав в этой гонке с одиннадцатого места, Райконен привез команде три очка в зачет кубка конструкторов. И это на трассе, где обгоны практически не возможны.
Бельгия - Показав лучшее время по итогам тренировочных сессий в пятницу и субботу. На этой трассе Кими был единственным, кто дал бой Михаэлю Шумахеру в квалификации. В гонку он ушёл с первого ряда стартового поля.
Сезон 2002 года проявил в этом гонщике бойцовские качества и неоспоримый потенциал будущего чемпиона. Кими Райкконен в составе команды West McLaren Mercedes заработал 24 очка и стал по итогам года шестым в чемпионате пилотов.
Хочется верить в то, что Кими продолжит традицию, начатую однажды своим земляком Микой Хаккиненом, и станет чемпионом мира в столь любимом и близком нам классе автогонок F-1.
P.S.:
На вопрос финскому гонщику: «Почему на ваш взгляд так много успешно выступающих финских гонщиков?» он ответил : «Точно не знаю
и не думаю, что мы какие-то особенные, просто нет никого лучше нас».
[
Мирный Сергей : по материалам журналов "Гран-при", "Geo", "Формула-1" ]