Диетолог команды рассказывает, как следует правильно питаться, чтобы преуспеть в Формуле-1
Что сегодня на обед у пилотов Макларен?
«Дозаправка» - понятие, к которому мы давно привыкли в Формуле-1. Однако, на современной стадии развития гонок Гран-при «заправка» водителей важна не меньше, чем дозаправка болида.
Сегодня, чтобы победить, гонщики Ф1 должны быть абсолютно здоровыми. Программа питания пилотов команды Макларен-Мерседес Дэвида Култхарда, Кими Райконнена, Алекса Вурца и Педро де ла Росы еще не приблизилась к идеалу, поэтому постоянно дорабатывается. Но надо заметить, то питанию отводится решающая роль в распорядке дня пилотов.
Что такое питание? Это - процесс насыщения организма пищей и жидкостью, содержащими множество питательных веществ. Без питания наше тело не сможет нормально функционировать. Безусловно, каждый человек питается по-разному: одни едят более здоровую пищу, другие - менее, но все мы знаем, что рацион влияет на нашу жизнедеятельность. Потребности в еде профессионального спортсмена, конечно же, отличаются от потребностей простого человека. Поэтому каждый спортсмен имеет свою программу питания, разработанную специально для дополнения тренировочного режима.
Формула-1 предъявляет высокие требования к пилотам, потому что для успешного вождения нужны сила и выносливость. Кроме того, кочующий характер данного вида спорта с его постоянными переездами по 14-ти странам и 5-ти континентам, отводит особую роль питанию пилота.
«Программа питания Дэвида и Кими должна быть не только полной, но и абсолютно подходящей к окружающей обстановке», - объясняет Марк Эрнол, личный тренер и терапевт Кими.
Питание играет жизненно важную роль не только в «заправке» водителей, но и в преодолении нарушений суточных биоритмов при перелетах и акклиматизации в различных регионах. Оно так же может предупредить заболевания, поддерживая иммунную систему, и способствует восстановительному процессу после гонок, во время тренировок или тестов.
Разработка программы питания – это, своего рода, настройка гоночного болида, требующая равновесия во всем! Как только заложен прочный фундамент посредством тренировочной программы и установкой сбалансированной диеты (в которой содержится определенное количество белков, жиров и углеводов), пилот может переходить на более специфичную программу питания, отвечающую уникальным запросам Формулы-1.
Нужно рассматривать не только пищу, потребляемую в течение дня, но и жидкость. Для достижения и поддержания наивысшего уровня производительности организм в дополнение к пище нуждается и в жидкости, чтобы обеспечивать баланс витаминов и минеральных веществ.
«Формула-1 предъявляет высокие физиологические требования к пилотам, - продолжает Эрнол, - в ответ на которые мы должны оказать максимальную поддержку организму гонщиков и, в особенности, их иммунной системе».
Жидкое питание
Питье - это неотъемлемая часть любой диетической программы, потому что вода составляет 92% всей крови, 75% - мозга и 75% - мышечной ткани. Потеря всего лишь 3% жидкости организмом уменьшает силу мышц на 10%. А если рассматривать это с точки зрения гонки, когда пилот теряет до 10 литров жидкости, то важность восполнения воды в его организме становится очевидной. Для поддержки общего потребления существуют различные специальные спортивные напитки и молочные коктейли. Для гонки подобной ГП Малайзии с особенно жесткими условиями повышенной влажности акклиматизация и повышенное потребление жидкости становятся ключевыми.
«В Малайзию мы приезжаем за две недели до гонки, чтобы привыкнуть к данным условиям, - объясняет Марк Эрнол. - Мы тренируемся в среде с повышенной влажностью, чтобы приучить организм к высокому потреблению жидкости. Это абсолютно необходимо для того, чтобы пилоты смогли пройти всю гонку от начала до конца, не изнуряя свой организм».
Завтрак
Для пилотов Макларен-Мерседес завтрак может состоять из овсянки с фруктами или любой другой каши, богатой клетчаткой и с низким содержанием жира. Овсянка и другие злаки в сочетании с фруктами служат источником углеводов для пилотов. Однако, разновидность углеводов, получаемых из подобной пищи, совершенно разная.
«Овес, из которого делается овсяная каша, принадлежит к группе так называемых сложных углеводов. Это означает, что он высвобождают энергию медленнее, т.е. в течение более длительного времени», - говорит Эрнол.
Другой пример комплексных углеводов – это макароны из твердых сортов пшеницы и рис, а так же сладкий картофель, которые являются базовыми в большинстве блюд для пилотов.
Альтернативой овсянке и другим кашам может служить яйцо – это основа любого завтрака. Яйца могут быть поданы в вареном виде, в виде яичницы-болтуньи или яйца-пашот, которые обычно сервируются вместе с тостами из цельного зерна, чтобы обеспечить классическое сочетание белков и углеводов. Пилоты могут также употреблять специально разработанные коктейли на завтрак, а так же в течение дня. Это зависит от ситуации и/или от того, насколько динамичным будет тренировочный день. Настоящие коктейли помогают ускорить процесс восстановления и оказывают поддержку иммунной системе.
Обед
На обед Дэвиду и Кими предлагается широкий выбор здоровой пищи. Главное, чтобы она была сбалансированной. Блюдо для пилота должно содержать все главные питательные группы – белки, углеводы и, наконец, основные жиры.
Белок, первостепенный строительный материал для мышц, состоит из цепей аминокислот. Полноценный белок, такой, например, как белок яйца, содержит все основные аминокислоты. «Основные», потому что наш организм не может их вырабатывать сам. Тренировки увеличивают потребности организма в аминокислотах, однако достаточно обеспечить их запас, чтобы организм смог справиться с повышенными запросами во время гонок.
Обычный обед для пилотов состоит из куриной грудки, цельного неочищенного риса и овощей. Подобная пища служит не только прекрасным источником углеводов, но и качественных белков. Обеспечение правильного питания для пилотов в независимости от того, где они находятся – это сложная задача, которая ложится на плечи компании «Абсолют Тэйст» (Абсолютный вкус), являющейся основным поставщиком группы Макларен.
«Мы склоняемся к тому, что весь необходимый набор продуктов нужно брать с собой туда, где проходят заезды. Потому что мы заранее знаем, что понадобится пилотам. Такая предусмотрительность помогает избегать ситуации, когда данного продукта не оказывается за границей, - поясняет соучредитель “Абсолют Тейст» и его управляющий директор Линди Реддинг. - Конечно, диета гонщиков меняется в течение года и отражает изменение окружающей обстановки, но мы в состоянии приспособиться к любым изменениям».
Очевидно, что даже самое простое блюдо в диете пилота должно отвечать хорошо спланированным питательным целям. И сотрудничество Марка Эрнола и “Абсолют Тейст” служит именно этому - обеспечить пилоту бесперебойное и сбалансированное питание в независимости от того, в каком уголке света он находится.
Ужин
Ужин, в отличие от завтрака и обеда, первая пища, которую принимает пилот сразу после гонок или квалификационных заездов, и поэтому его составляющие могут варьироваться, чтобы заполнить нишу, образовавшуюся в программе дневного питания.
Даже если основа остается подобной блюдам обеда, здесь есть больше возможностей ввести более «тяжелую» пищу. Например, кусок постного мяса говядины, телятины или рыбы.
В частности, витамин С является полезным питательным инструментом в различных ситуациях. Особенно он нужен после гонок, т.к. понижает уровень кортизола (гормона, вырабатываемого нашим организмом после различных физических нагрузок). Понижение уровня вышеназванного гормона – это ключ к быстрому восстановлению после физического утомления.
Также очень важно, чтобы каждый пилот команды Макларен в дополнение к обычной диете постоянно получал витамины и минералы.
«Вместе с блюдами или между приемами пищи мы также используем специальные пищевые добавки, - говорит Марк Эрнолл. - Мы всегда даем пилотам витамин С и другие антиоксиданты, которые борются с образованием свободных радикалов, являющихся побочным продуктом метаболизма в организме. А так же снабжаем их и необходимыми минеральными веществами, которые отвечают за многие жизненноважные функции, начиная от баланса жидкости в организме и заканчивая выработкой энергии».
Во время каникул, когда пилоты свободны от гонок или тестовых заездов, они могут насладиться разнообразной пищей. Это означает, что помимо основных блюд они в праве полакомиться десертами или различными закусками. Однако оба пилота стараются поддерживать здоровый режим питания. «Наши гонщики довольны своим рационом, - заключает Марк Эрнол - Они понимают, насколько важно правильное питание, чтобы преуспеть в мире автогонок, поэтому всегда с наслаждением «дозаправляются».
[
Svetlana Vashurina : Журнал “Racing Line by McLaren”, June 2003]
Авторские права на все переводы принадлежат сайту mc-laren.ru. Авторские права на оригинальные статьи и переводы принад- лежат их владельцам и закреплены Законом. Любое использование материалов сайта - только с разрешения администрации.